Автор |
Сообщение |
20.11.2008 20:26:21
Тема: Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
Древнекитайская головоломка "Танграм" и ее отличная реализация сначала Андреем Побияхой, а затем (и особенно!!) Мариной Стариковой сделали грандиозный прорыв в обучении младшешкольников (1-2 классы) и не только:
1) Очень быстро выясняется "кто есть кто"
2) Втягивает даже самых слабых школьников 1 и 2-го классов
3) Выпукло показывает изъяны в "мышлении"
4) Учит !!! (и будет учить еще лучше, если мы выстроим обучение)
Главным по направлению "Танграм" в этом учебном году будет Дима Ничипоренко (5 курс, специальность - математика), который пишет диплом на соответствующую тему.
Конечная цель - научить складывать двойные(?) и одинарные танграмы.
При этом сделать так, чтобы ВСЕ ДЕТИ САМООБУЧАЛИСЬ !!!
Организация курса (как сейчас это видится)
1. Сделать материалы для работы за столом
- сами танграмы
- Книга "Задания "по образцу"
- Книга "Задания без образца"
(компоненты танграма, одинарный танграм, двойной танграм, подводящие задания)
- ? в перспективе - книги должны соответствовать расположению материала в курсе
- ? Рабочая тетрадь
(некоторые не могут выполнить задание и не могут нарисовать подводящее - может давать им КОНТУРЫ задания, чтобы легче было туда ВЧЕРТИТЬ подводящее)
2. Курс
- заменить задания выполненнные по старому "тяжелому" (~200Кбт) шаблону, который грузится очень долго
- периодически (тематически?) менять фоновые картинки, интересные, но МАЛОГО РАЗМЕРА (<=15 Кбт)
- обеспечить ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ подход
- сколько фигурок должно быть "в стволе"?
3. Разделы
- Компоненты танграма
- Одинарный танграм
- Двойной танграм
- Развивающее обучение
(возможно этот раздел мы перенесем в Учимся думать или в начало этого курса - перед компонентами танграма, или "размажем" по всему этому курсу)
имеется ввиду создание специальных упражнений на основе шаблона танграма на развитие
внимание, воображение, память, сравнение, аналогия, синтез, анализ, обобщение, абстракция)
Структура дифференцированного обучения:
Главное задание
..Подводящее Задание 1 (два больших треугольника со связывающим(и) таном(танами))
....Подводящее 1 по образцу
..Подводящее задание 2 (другая связная часть фигуры)
....Подводящее 2 по образцу
..Подводящее задание 3 (во всей фигурке указано решение ПЗ1)
....Подводящее 3 по образцу
..Подводящее задание 4 (во всей фигурке указано решение ПЗ2)
Добавлять столь подробно станем (и то ПО ОДНОМУ подводящему заданию за раз)
когда и если я или Маша напишет в этой теме форума НАЗВАНИЕ (со ссылкой?) задания, которое "непроходимо" и детей, которые "не прошли"
Еще у нас везде было принято делать "Контрольные задания", отделяющие обучение от сдачи.
Есть ли смысл и здесь внедрять такое?
ПРОТИВ - будет повторение заданий. Дети этого не любят, особенно слабые.
ЗА - если они не смогут так сдавать - возможно будет СЛАБЕЕ обучение.
И будет ли вообще - может просто кратковременное запоминание?
Понятно, что как и везде, контрольные задания НЕ СТОЯТ в стволе. ТО есть, если не заходишь в обучение (не знаю), тот и не получаешь контрольные задания
Развивающее обучение - подробнее
Предлагается сделать на базе танграма (его частей) примеры заданий на все компоненты мышления
Память, внимание, воображение, анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, абстракция.
Память
- составить фигурку БЕЗ образца
Внимание
- отметить фигурки, которых нет
Воображение
- указать фигурку, которой не достает, части рисунка до полного
Анализ
- указать фигурки, из которых можно сложить заданную (есть несколько лишних)
Синтез
- собственно сбор танграмовских фигур
Аналогия
- ???
Сравнение
- указать отличия в двух (более?) танграмовских фигурках, наборах танов
Обобщение
- есть несколько фигурок - выбрать их тип (животные, предметы, ...)
- растащить таны по типам (треугольники, паралеллограммы ...)
Абстракция
???
|
02.12.2008 20:34:12
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Дмитрий Ничипоренко
Темы: 0
Сообщений: 1
Мой профиль
|
Насколько понимаю здесь наиболее верное место для попыток проанализировать ту работу, которая идет над комплексом заданий "Танграм", естественно с моей точки зрения).
Михаил Семенович просил выложить структуру всех имеющихся заданий, так как она должна выглядеть на мой взгляд.
На данный момент, структура заданий выглядит следующим образом. Начиная с самого сложного.
Обычный танграм.
Подводящее-1(обычно 3 тана максимальной величины)
Подводящее-2(1 тан, иногда измененный угол)
На практике изменили слегка шаблон, теперь есть возможность регулировать очередность использования танов, начиная с танов максимального объема и по уменьшению.
Так же добавлена возможность видеть только границы танов образа (который следует сложить), с последующим затемнением.
То есть в принципе добавилось 3 функции:
-последовательность использования танов, при значении параметра Obuchenie=0 в asp файле, ограничения не отображаются;
-затемнение танов образа (синтез+память);
-при значении параметра speed=0 в asp файле, затемнение не происходит и видна лишь структура образа, что само по себе, по-моему, отличное подводящее задание;
Теперь учитывая опыт, который был получен на практике с заданием Всадник по новому шаблону, и если он был положителен, то можно заново разбить структуру всех заданий Танграм.
С самого сложного:
? Обычный танграм;
? Танграм с затемнением;
? Подводящее-1(3 тана);
? Танграм с подсветкой той части образа, которую нужно заполнить и возможностью брать только доступные таны(Obuchenie=1,Speed>1);
? Танграм с четкой структурой образа (без затемнения(speed=0));
? Подводящее-2(1 тан);
Конечно, все покажет практика использования но, по-моему, нужно как можно более удлинить цепочку заданий, точнее еще более дифференцировать их от заданий типа “сложный-простой”. Потому как если сразу давать ученику не прошедшему задание Танграм, очень простое задание, то сама та мыслительная деятельность, которая отвечает за синтез, и ради которой в принципе все это делается, будет иметь низкий КПД. Следовательно, нужно придумать еще пару ступенек в эту структуру.
Тем более идей собранных в классе достаточно много. А любая работа с шаблоном Танграм, даже не на развитие синтеза, в конечном итоге будет способствовать развитию способностей.
|
03.12.2008 08:45:33
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Мария Кугейко
Темы: 16
Сообщений: 1399
Мой профиль
|
В новом шаблоне обучения необходимо ставить фигуры на белые им соответственно. Сегодня Жора Строителев (2 "В") не догадался и пытался фигуры класть на черные. Ведь действительно в "Компоненты танграма" мы фигуры ставим на черные им соответственно.
Предложение заключается в следующем: поменять местами, то есть на что ставить фигуры черные, а куда не надо ставить белые.
|
03.12.2008 08:49:31
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
Отлично, Дима. Спасибо за идеи.
А теперь надо РЕАЛИЗОВАТЬ их в полном объеме хотя бы для первого задания ВСАДНИК. Кстати, то что уже стоит, тоже здорово работает.
Но я согласен, что правильнее БОЛЬШЕ дифференцировать. Кому достаточно МЕНЬШИХ подсказок, их и должны получать ...
|
08.12.2008 07:45:21
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Мария Кугейко
Темы: 16
Сообщений: 1399
Мой профиль
|
Не смогли сложить подводящие:
"Парусник.Подводящее" - Табакова Лиза
"Всадник.п1" - Громыко Андрей
|
13.12.2008 15:58:57
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
Мы получили определенный опыт работы с Танграмами на компьютерах и за столами. Ниже идут предложения по созданию материалов для работы за столом.
Уже создана книга "Танграм", включающая разделы:
- Компоненты танграма
- Примеры танграмов
- Подводящие задания
- Двойные танграмы
- Изображения
Для многих детей это очень хорошие материалы, и все разделы этой книги подлежат развитию (количественному, как минимум).
Однако есть и немало детей, которые НЕ МОГУТ собирать танграмы даже по образцам - не только по маленьким в конце книги, но даже по довольно большим (на одном листочке).
Для таких детей предлагается сделать специальные материалы.
"Собираем по образцу"
- начинать с КОМПОНЕНТОВ танграма (из 1, 2 и т.д. танов)
- сделать материалы для складывания ПОВЕРХ (заламинированные)
- на образце могут быть нанесены линии, куда выкладывать фигуры.
Чтобы подготовка таких материалов была более технологичной, возможно есть смысл уменьшить таны в размере раза в 2-4.
Фигурка образец должна быть в мастшабе 1:1 по отношению к танам.
Еще могут быть полезны рабочие тетради с заданиями:
- обвести линии, составления фигурок (полного танграма или части)
- начертить по образцу в масштабе 1:1
- начертить по образцу в увеличенном/уменьшенном масштабе
|
13.12.2008 19:20:07
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
А ниже представлены предложения по дифференцированному обучению.
Главное задание
Остов: 2 больших треугольника + связывающая(ие) фигура(ы)
Расчерченный остов (медленно исчезает)
На главном задании обозначен остов
Расчерчено все (исчезает быстрее?)
Я посмотрел Димины файлы, оказалось для КАЖДОГО задания из подводящих используется свой SWF-файл. Так нам не пойдет - придется ВРУЧНУЮ делать дифференцированное обучение для всех заданий.
Нам нужно, чтобы для ВСЕХ подводящих заданий одного задания был один и тот же swf-файл, с РАЗНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ вызова из ASP-файла.
Тогда мы сможем автоматически генерировать дерево дифференцированного обучения и пихать всюду один и тот же подготовленный вручную SWF-файл с разными параметрами.
|
22.01.2009 15:57:52
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
Мы поработали с той книжкой, которую раньше сделал Дима. Очень хорошо для очень многих детей. Но есть и немало детей, для которых в таком виде задания очень сложны.
Поэтому возникли предложения по развитию книги.
Предлагается сделать рабочую тетрадь, которая будет выдаваться персонально каждому ребенку. В ней будут следующие задания:
(? расположены в порядке возрастания сложности)
1. Сложена цветная фигурка. Дана расчерченная черно-белая фигурка. Требуется раскрасить ее по образцу.
2. Цветные таны лежат в квадрате. Дана расчерченная черно-белая фигурка. Требуется раскрасить таны в фигурке теми же цветами, что и в квадрате.
3. Сложена цветная фигурка. Требуется провести линии по границам цветов.
4. Сложена цветная фигурка. У черно-белой фигурки обрисованы только контуры. Требуется ее расчертить (? и закрасить).
Надо также сделать АНАЛОГИ ВСЕХ этих заданий во флеше. В виде шаблонов разумеется.
Причем подсказки в заданиях могут быть следующих видов:
- проверка правильности раскраски только по кнопке "Проверить" (по окончанию выполнения задания)
- проверка правильности "интерактивно" - если не тот цвет, он исчезает быстро.
- если не тот цвет, не закрашивает и пищит ... (и/или какая то рожица язык показывает или грустнеет)
Какие могут быть фигурки?
- предложенные Машей (из курса?)
- от одного-двух танов до 14 (из двух танграмов).
|
27.01.2009 15:59:42
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Мария Кугейко
Темы: 16
Сообщений: 1399
Мой профиль
|
Отсканировала книгу "Танграм".
Титульный лист
1 скан-копия
2 скан-копия
3 скан-копия
4 скан-копия
5 скан-копия
6 скан-копия
7 скан-копия
8 скан-копия
9 скан-копия
10 скан-копия
11 скан-копия
12 скан-копия
13 скан-копия
14 скан-копия
15 скан-копия
16 скан-копия
17 скан-копия
18 скан-копия
19 скан-копия
А еще объединила все карточки в одном word-файле, заламинировала и раздала их в группы продленного дня:
word-файл
|
06.02.2009 13:16:48
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
На текущий момент список из 14 мыслительных операций таков:
сравнение, упорядочивание, синтез,
запоминание, анализ, воображение, отрицание (противопоставление)
аналогия, абстракция, ассоциация, импликация (установление причинно-следственной связи), обобщение,
классификация, структуризация
Образцы наших заданий для всех 14 операций
|
06.02.2009 13:37:55
Тема: Re:Комплекс заданий "Танграм"
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49900
Мой профиль
|
Сравнение
- найти указанную фигурку среди многих
Найти отличия
- предлагаются набрры отсканированных фигурок (там много тематических похожих)
Упорядочивание
- ?по цвету - рисунки закрасить, радугу подсказать
Синтез
- сборка танграмов
Запоминание
- последовательности рисунков
Анализ
указать таны, из которых составлена фигурка (использовать подводящие задания)
Воображение
- предлагается фигурка с недостающей частью - нужно перетянуть (одну/две ... из всех) на пропущенное место
Отрицание (противопоставление)
- дана фигурка (собака) и ряд других (собаки и одна кошка)
- требуется выбрать фигурку, противоположную по смыслу (кошку)
Аналогия
- Дана последовательность рисунков (дома-самолеты ...) и аналогичные но другие рисунки
- нужно их выстроить в аналогичный ряд
Абстракция
- дана цветная фигурка - нужно найти аналогичную черно-белую среди нескольких
- составить чернобулую по цветному образцу
Ассоциация
- даны две группы рисунков, подобрать разумные пары
Импликация (установление причинно-следственной связи)
- даны две группы фигурок - подобрать пары (во второй убрали один тан)
- или добавили один тан
Обобщение
- даны группы (две или более рисунков) - подобрать наиболее подходящие друг другу
(? выбрать обобщающие слова-предложения)
Классификация
- дано множество рисунков, которые нужно классифицировать (например названия животных, ...)
Структуризация
Аналогично классификации, только другого вида рисунки?
|
|
|