[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Автор Сообщение
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
В результате работы с комплексом заданий "Учимся думать-2" и внедрением его компонент в курсы программирования папками "Учимся думать", было принято решение ВЫДЕЛИТЬ в качестве отдельного комплекса заданий направление "Шахматные задачи".

Ближайшая цель - научить школьников ставить мат в один ход, следующая - ставить мат в два хода.

Марина Старикова переделала шахматные задачи на мат в один и два хода, и сделала шаблон для установки таких задач.
Кроме того, она сделает обучение ходам и постановке мата.

Обучение решению таких шахатных задач рассматривается как средство развития интеллектуальных способностей школьников.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Игорь Коршунов нашел в Интернете и снабдил нас ссылкой на

Диссертация. Полоудин В.А. "ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" (защита в 2007 г.)
http://ifolder.ru/4591296

Он же выкачал оттуда автореферат этой диссертации.

Он также нашел сайт Полоудина http://chess-school2008.narod.ru/ и почту polva40(собака)mail(точка)ru


Ниже приведены выдержки из этого автореферата:

Полоудин Виталий Александрович
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
И ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва – 2007

Разработаны и апробированы компьютерные программы: тренажеры памяти, развития логики, пространственного воображения и других качеств интеллекта.

Пропедевтический курс "Электронные шахматы" подразделяется на четыре блока.
Азбука шахмат. Блок рассчитан на обучение в первой четверти учебного года и включает следующие восемь уроков: Правила поведения в компьютерном классе. История возникновения и развития шахмат. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Как ходят шахматные фигуры (I, II). Расстановка шахматных фигур в начальной позиции. Повторение пройденного материала.

Букварь шахмат. Блок рассчитан на обучение во второй четверти учебного года. Состоит из следующих семи уроков: Нумерация горизонталей и идентификация вертикалей шахматной доски. Шахматная нотация. Координаты шахматных полей. Цель игры. Шах, мат и пат.

[MD] Остальные блоки об обучение игре в шахматы - нам пока не интересно.

При составлении компьютерных программ учитывались требования к воспитанию интеллектуальных способностей младших школьников, определенных следующими специфическими особенностями:
1. Внимание: объем; концентрация; распределение; динамичность.
2. Оперативная память: восприятие шахматного поля; память на числа; память на линейные фигуры; память на комбинации шахматных фигур; ретенция (прочность запоминания).
3. Логическое мышление: комбинаторная функция; нахождение логических закономерностей; скорость логических процессов абстрактного конкретного характера.
4. Пространственное воображение: продуктивность воображения; специфические особенности (типов) воображения.
Контроль уровня развития интеллектуальных способностей младших школьников проводился с помощью специальных компьютерных программ – тренажеров, которые входят составной частью в КОКП.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Марина сделала флеш-лекцию и флеш-шаблоны по шахматам - ясно, что это то, что нам нужно.
Мы хотим использовать шахматы для развития мышления школьников.
Наша ближайшая цель - мат в один ход.

Этапы обучения:
1. Первоначальная расстановка фигур на шахматной доске
2. Названия, рисунки и ходы фигур
3. Шах и мат

Дополнительные виды заданий
- сопоставление рисунков фигур из шахмат различных видов
- координаты клеток - шахматная нотация
- количество черных и белых клеток.

- расставить шахматную задачу по рисунку-образцу
- раставить шахматную задачу по текстовому описанию задачи
- записать ход в шахматной нотации (полной и сокращенной)

- указать поля в которые фигура/пешка может походить (с учетом возможности побить)

И вообще предлагается сделать на базе шахмат примеры заданий на все компоненты мышления
Память, внимание, воображение, анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, абстракция.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Предлагается сделать на базе ШАХМАТ примеры заданий на все компоненты мышления
Внимание, память, воображение, анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, абстракция.

НАПРИМЕР:

Внимание
- отметить фигурки, которых нет
- расставить позицию по образцу
- ввести координаты фигур
- поставить фигуры на нужное место

Память
- показывается несколько шахматных фигур
в следующих заданиях требутся указать увиденные фигуры и расставить их в правильном порядке
(в не получилось - сделать все тоже по образцу)


Воображение
- указать фигуру, которой не достает, до начальной расстановки, мата

Анализ
- указать фигуру, которой недостает, чтобы поставить мат
- мат в один - два хода

Синтез
- придумать задачу на мат в один ход

Аналогия
- расставить зеркально

Сравнение
- указать отличия в двух (более?) шахматных позициях

Обобщение
- есть несколько шахматных позиций,
указать общее из списка (композиция из одних и тех же фигур, количество фигур, ...)

Абстракция
???
Федор Коробейников

Темы: 46
Сообщений: 162

Мой профиль
У меня не получается решить задачу
Мат в два хода (поле ввода)"77234 1" в двумерном массиве.
______________________
Work hard and win a prize
Федор Коробейников

Темы: 46
Сообщений: 162

Мой профиль
Я перепутал. Задача про шахматы не в теме массивы а в геометрии
______________________
Work hard and win a prize
Богдан Тихонов

Темы: 3
Сообщений: 12

Мой профиль
Я не могу сделать задачу мат в 2 хода в теме строки. Я нашел правильный ответ g7 g8 а задача не проходит. Переведите меня дальше.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Замечания по вновь созданным заданиям

- найди белую ..., найди черную ..., найди все ... 

- сделать так, чтобы задание было понятно и тем, кто не умеет читать (добавить рисунок и вопрос)
- реагировать СРАЗУ, а не по кнопке проверить
(в не знаю, к тому что есть)
- когда реагируем по локальной кнопке "Проверить" ОСТАВЛЯТЬ рисунок, менять фон

-найди отличия  

- сделать попроще задания также (меньше фигур и пешек на доске)

- ? с рисунками других видов шахматных комплектов задания тоже делать? Предварительно - задания на сопоставление.

Принципиальные предложения
1) сделать по одному или несколько заданий СО ВСЕМИ имеющимися шаблонами (Флеш-задания для DL - теория)
2) Придумать и сделать задания на каждый вид мыслительной операции (начинать с тех, где непонятнее - можно советоваться)

Образцы наших заданий для всех операций

Классификация самих мыслительных операций (20):

Операции над парами (3): сравнение, упорядочивание, ассоциация.
Операции над множествами (3): объединение, пересечение, вычитание.
Операции на множестве (3): классификация, структуризация, обобщение.
Логические операции (5): отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, эквивалентность, импликация.
Комплексные операции (7): синтез, запоминание, анализ, воображение, аналогия, абстракция, позиционирование.

Пояснения для создания заданий (на пути к определениям)

Операции над парами:
Сравнение - двух и более объектов (картинок) на нахождение различий или одинаковых фрагментов
Упорядочивание - перестановка двух или более объектов (картинок, слов) для выстраивания их в некотором порядке (по цвету, форме, размерам …)
Ассоциация- указать "родственность" чего-то. Например, рисунков предметов, по какому то признаку.

Операции над множествами:
Объединение - каждый объект по разу?
Пересечение - только общие объекты
Вычитание - объекты первого множества, отсутствующие во втором

Операции на множестве:
Классификация - разбить множество предметов на подмножества в соответствии с некоторым признаком
Структуризация - навести иерархический порядок во множестве компонент некоторой системы
Обобщение - дается несколько сущностей для обобщения. Результат обобщения нужно выбрать или ввести.

Логические операции:
Отрицание - инверсия, противопоставление
Конъюнкция - И
Дизъюнкция - ИЛИ
Эквивалентность - РАВНО
Импликация - из А следует B

Комплексные операции:
Cинтез - собираем целое из частей
Запоминание - требуется воспроизвести ранее предъявленное
Анализ - предлагается целое, требуется выяснить, из каких частей состоит это целое: указываем либо вводим компоненты, составляющие целое
Воображениепредлагается часть, требуется довообразить ее до целого: вводим или указываем недостающие компоненты
Аналогия - выполнение какого-то набора действий, формируя результат "по аналогии"
Абстракция - дан объект, нужно получить другой, абстрагировавшись от первого по цвету, форме, размерам ...
Позиционирование - размещение объекта в некотором месте плоскости/пространства.

Распространенные описания некоторых операций

Объединение – есть два множества объектов, требуется построить множество, являющееся объединением этих множеств (каждый элемент в множестве-результате встречается только один раз).
В качестве объектов можно взять строки из программ, программы, алгоритмы, тесты. Строим множество перетаскиванием.
Пересечение – есть два множества объектов, требуется построить множество, являющееся пересечением этих множеств (каждый элемент в множестве-результате встречается в обоих исходных множествах).
Вычитание - есть два множества объектов, требуется построить множество, являющееся вычитанием этих множеств (каждый элемент в множестве-результате есть в первом множестве и отсутствует во втором).
Конъюнкция – логическая функция (принимает значение истина или ложь) от двух логических аргументов (каждый из которых может принимать значение истина или ложь). Функция принимает значение истина, только если оба аргумента истина.
Слова написаны правильно? Программа написана синтаксически правильно?
Дизъюнкция - логическая функция (принимает значение истина или ложь) от двух логических аргументов (каждый из которых может принимать значение истина или ложь). Функция принимает значение ложь, только если оба аргумента ложь.
Есть ошибка?
Выбрать по тесту программу из нескольких.
Эквивалентность - логическая функция (принимает значение истина или ложь) от двух логических аргументов (каждый из которых может принимать значение истина или ложь). Функция принимает значение истина, только если аргументы одинаковы.
Ошибки в одних и тех же словах?
Найти одинаковые фрагменты программ.
Позиционирование – перемещение объекта в некоторую позицию на общей картине.
Дана программа, слово и пустое поле – разместить слово на поле там же где и программа.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Планы до конца семестра (до мая 2009)

в шахматах сделал папочки
- с названиями шаблонов
- с названиями операций
- комплекты шахмат
(в каждую нужно сделать не менее чем по одному заданию)
Обучение мату в один ход
- ходы фигур на чистом пространстве
- ходы фигур в условиях наличия других (своих и чужих)
- взятие чужих фигур (свои бить нельзя)
- "атакуемые поля" множеством фигур
- шах: нападение на короля
- мат: нападение на короля + все его ходы в атакуемых
- задания на мат в один ход
 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Time:0,063