[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Автор Сообщение
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
В смысле тезисы к Республиканскому семинару 15 ноября.
Надеюсь, КАЖДЫЙ из выступающих опубликует здесь же СВОИ тезисы, по возможности подготовит презентацию, а Оля, как и обещала, позаботится также и о видео.

Задачи "младшей школы" (1-5 класс):

1. Найти "звезды"
2. Выращивать "звезды"
3. Работать на развитие и воспитание ВСЕХ детей:
- самостоятельность, трудолюбие (работоспособность), память, аналитическое мышление
- навыки работы с компьютером и на DL.
4. Совершенствовать технологию обучения.
Как это все делается и за счет чего достигается - Вам и рассказывать.

Как мы готовим олимпиадников

Летом 2006 года впервые сборная Беларуси готовилась к Международной олимпиаде по информатике (IOI) на базе СШ 27 г.Гомеля.

Результаты Беларуси на IOI 2006

-   8 место, золото   - Миняйлов В., Гомель, ГГОЛ, 10 кл  
- 12 место, золото   - Лесников Н., Слуцк, 11 кл
- 26 место, серебро - Короткевич Г., Гомель, СШ 56, 5 кл 
5-ое командное место после Китая, Польши, России, Румынии.
Это самое успешное выступление белорусской сборной на IOI.

Результаты Гомельской области 1997-2006:

Мир (IOI): 12 медалей (1+7+4) из 31 (2+14+15) медали Беларуси.
Республика: 94 диплома + 27 похвальных отзывов (на втором месте - Витебская область = 69+21)

Составляющие процесса

- регулярность

Каждое воскресенье и среду (и в жару, и в холод, и в каникулы, и в праздники) проводятся общие занятия.
Кроме того, всех обучаемых ориентируем на индивидуальную работу между средами и воскресеньями.

- интенсивность

"На каждом занятии каждую минуту работает каждый ученик"

Вся работа проводится на базе инструментальной системы дистанционного обучения http://dl.gsu.unibel.by, разработанной в ГГУ им.Ф.Скорины. Система берет на себя предъявление обучаемым теории и заданий, проверки присланных решений, подсказки в случае ошибок (уступка тестов). Это обеспечивает возможность каждого обучаемого не тратить время в ожидании помощи от учителя.

"... и не потому, что его заставляют, а потому, что ему интересно"

Глобальная мотивация
- компьютерные технологии и программирование - широковостребованная, высокооплачиваемая и интересная профессия с привлекательными условиями труда
- дипломанты республиканской олимпиады поступают в вузы без экзаменов

Локальная мотивация
- участие в официальных олимпиадах (международных, республиканских) дает возможность "посмотреть мир" (наши ребята были в ЮАР, Португалии, Турции, Китае, Финляндии, Корее, Польше, Мексике, России, Украине, во всех областных центрах Беларуси)
- участие в Интернет-олимпиадах и тренировочных олимпиадах дает возможность "себя показать" - решить трудную задачу, стать лучшим в городе, стране, мире. "Yes!!!".

- тщательный подбор теоретического и практического материала

для профессионалов (претендентов на участие в республиканской олимпиаде)

- каждое воскресенье проводится тренировочная олимпиада на материалах национальных и международных олимпиад (5 часов - решение и параллельно тестирование решений, затем разбор)
- фактически мы ежегодно решаем задачи личных олимпиад: Международной олимпиады по информатике (IOI), олимпиады стран Центральной и Восточной Европы (CEOI), балтийской олимпиады, балканской олимпиады, а также национальные олимпиады России, Украины, Латвии, Хорватии, США, а также командных олимпиад: полуфиналы студенческого первенства мира по программированию.
- анализ всех решаемых задач позволил создать банк алгоритмов, которые необходимо изучить. Этот банк оформлен в виде курса "Методы алгоритмизации", который включает теорию и сгруппированные по темам теории оригинальные задачи с международных и национальных олимпиад
- изданы две книги по обучению алгоритмизации и программированию (г.Санкт-Петербург, издательство "Питер")
    - "Алгоритмизация и программирование на Turbo Pascal от простых до олимпиадных задач"
    - "Решение сложных олипиадных задач" 

для начинающих (претендентов на участие в городской олимпиаде для учеников 5-8 классов)

- каждое воскресенье с 7.00 до 20.00 проводится тренировочная олимпиада с задачами, на следующие темы:

- одномерные и двумерные массивы
- суммирование, подсчет, максимальный, минимальный, поиск, сортировка
- координаты точки и расстояние между двумя точками
- простейшие СВОИ алгоритмы обработки строк
- очередь (задачи о коне и кусках, лабиринты)

Имеется также последовательность учебных курсов, поддерживающих обучение в этом направлении:

СШ27
Информатика 1 класс - "Знакомство с компьютером и DL"
Информатика 2 класс - "Информатическая математика"
Информатика 3 класс - "Массивы"
Информатика 4 класс - "Символы и строки"
Информатика 5 класс - "Решение олимпиадных задач"

С нового учебного года (2007/2008) планируем
Информатика 1 класс - "Знакомство с компьютером и DL"
Информатика 2 класс - "Символы и строки"
Информатика 3 класс - "Массивы" (+повторение строк)
Информатика 4 класс - "Геометрия" (+повторение массивов, строк)
Информатика 5 класс - "Решение олимпиадных задач"

Кроме того, для начинающих проводится перманентное соревнование, привязанное к поре года:
"Осенний кубок"
"Зимний кубок"
"Весенний кубок"
"Летний кубок"

В котором задачи добавляются как учителями, так и учениками. Победители награждаются памятными дипломами и ценными призами.

Last but not least

- пластичное сочетание индивидуальной и коллективной работы
- бумажные копии электронных курсов
- издание материалов Гомельской городской и областной олимпиад
- перманентная методическая рефлексия
- использование форума для обсуждения/накопления идей
- дифференцированное обучение
- движение к адаптивному (программированному) обучению
- внедрение флеш-технологий в изучение теории
- дух победителей


Перенос технологии на другие учебные заведения/регионы

Как можно

- подключаться на местах к нашей работе посредством Интернет
- организовать на базе СШ27 непрерывное обучение "вахтовым методом" по 2-3 недели учителей и учеников (3 учителя + 12 их учеников) разных райнов Гомельской и других областей республики для создания "точек роста" на местах

Что могло бы помочь

- выделение трех ставок для организации двусменной без выходных работы со школьниками и учителями города/области/республики на базе СШ27
- выделение средств СШ27 на ремонт школы, оборудование дополнительных компьютерных классов, приобретение проектора для теоретических занятий, средств печатного издания методической литературы
- создание на базе СШ27 Республиканского/областного/городского профильного центра по информатике
- установка единых профильных дней (среда, суббота) по всей республике (области/городу), чтобы ученики могли заниматься в эти дни в профильном центре, не пропуская уроков в своем учебном заведении.

Всяк кулик свое болото хвалит

Информатика - наиважнейший из всех школьных предметов с государственной точки зрения (всякий вложенный эффективно рубль вернется сторицей):
- программирование и компьютерные технологии "бесконечно емкий" рынок труда с привлекательными условиями оплаты
- развитие компьютерных технологий и умножение специалистов в этой области поднимает жизненный уровень населения и выводит страну на лидирующие позиции в мире.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
К республиканскому семинару 4 декабря 2008 года:
   Я
     - Результаты Гомельской области 1997-2008 IOI, республика, ВКОШП
     - Технология подготовки
         - еженедельные воскресные тренировочные + разбор
         - ВКОШП, USACO, питерские
         - подготовка к IOI-2009, Сезонный кубок
         - методы алгоритмизации,   -"-
         - сборы
         - книги (две)
         - Информатика 2008-2009, Сезонный кубок
            - (ВвП, Отладчик, ..., Очередь)
            - дифференцированное обучение
            - книжки
     - Шаг в сторону
         - Учимся думать 
           (внимание,  сравнение,  
            синтез,    анализ,     воображение, память
            аналогия,  обобщение,  абстракция,  классификация)
     - "Железной рукой ..." для фронтального обучения

   - Маша
      - Введение в программирование 
         - Структура
         - Вспомогательные материалы
         - Рабочие тетради
      - Учим слова
         - Структура
         - Вспомогательные материалы
         - Рабочие тетради
      - Средства мотивации
      - Учимся думать
         - DL-задания
         - Купленные материалы и работа с ними

 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Time:0,073