Автор |
Сообщение |
21.01.2007 08:02:47
Тема: Начинаем борьбу за качество
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49902
Мой профиль
|
Вчера мне пришлось поработать с двумя Таниными детьми:
Богданович Лена
Авраменко Аня
Кстати работал я с ними не случайно, а по плану.
Сейчас у студентов сессия/каникулы, и у меня появилось время, поэтому я и запланировал ГЛУБЖЕ вникнуть в процессы обучения школьников в 1-4 классах, с тем чтобы помочь Оле и Тане ЭФФЕКТИВНЕЙ организовать учебный процесс.
Какой мне видится наша первая и ГЛАВНАЯ проблема/задача?
Повысить качество ПОНИМАНИЯ детьми того, что они делают!!!
Вот несколько примеров, подтверждающих ОСТРОТУ проблемы.
1. Богданович Лена закончила курс "Информатика 4 класс".
Сначала пыталась решать задачи в "Зимнем кубке"
и так написала вывод нескольких символов:
writeln(s[1,2,3,5])
Потом я "уговорил" ее и Таню, чтобы Лена работала в курсе "Информатика 5 класс", где сейчас находится Машина папка "Элементарные алгоритмы (медленно)" - не устану повторять - это ЛУЧШЕЕ из того, что у нас есть на сегодня на DL в смысле обучения программирования с самого начала.
Там Лена "выдала такой перл"
d:=length;
причем это была не описка - она не смогла сама найти ошибку в этой строке.
потом такой:
readln(s1);
d:=length(s);
2. Авраменко Аня - работает в папке Copy
- выполнила там уже кучу заданий
- при выполнении КОНТРОЛЬНОГО задания (кажется 4-го) обратилась ко мне с вопросом по задаче - я попытался объяснять ей и ВЫЯСНИЛ, что она НЕ ПОНИМАЕТ, что означает (для чего служит) в Copy первый, второй, третий параметры.
КАК ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ?
- дети учатся, стараются, потратили кучу времени, сдали кучу задач и НЕ ПОНИМАЮТ того что сделали?
Мне кажется ответов ДВА:
1. Таня НЕПРАВИЛЬНО работает с детьми в разделах "На пол-пути" и "Контрольные задания"
2. Таня НЕПРАВИЛЬНО ОБЪЯСНЯЕТ в разделе обучение.
Теперь попробую дать СОВЕТЫ
1. Как правильно работать с детьми в разделах "На пол-пути" и "Контрольные задания":
1.1. "На пол-пути"
Ребенок прошел обучение по нескольким задачам одного приема, например того же Copy. Ему предлагаются исходные тексты программ и входные данные, он должен ПОНЯТЬ по исходному тексту, что делает программа и ввести ОТВЕТЫ, которые она выведет для приведенных входных данных.
Он НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ задание сам и обращается за помощью к учителю.
Первый вывод, который должен сделать в этом случае учитель - ОБУЧЕНИЕ построено НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. И следует сделать следующее
- понять, что именно не усвоил ребенок
- предложить, как ИЗМЕНИТЬ упражнения в обучении, чтобы то что не усвоилось этим ребенком ГАРАНТИРОВАННО усваивалось ВСЕМИ последующими
- Тане (поскольку это ее курс) - выслушать предложения и на основе их (возможно выдвинув свои идеи/дополнения/изменения) ВНЕДРИТЬ новацию в курс
- это РАБОТА НА БУДУЩИХ ДЕТЕЙ
- но у нас есть еще КОНКРЕТНЫЙ ребенок сейчас, который чего-то не понял - с ним что делать?
а) Проверить его тетрадь - записаны ли у него в тетради ВСЕ программы из этого раздела вместе ПОЯСНЕНИЯМИ - для чего нужна та или иная программа.
(если НЕТ - ребенок ДОЛЖЕН вернутся в ОБУЧЕНИЕ и выполнить работу ПОВТОРНО восстановив в тетради все, как нужно) !!!
б) ПОМОЧЬ ему найти в тетради программу, соответствующую заданию на пол-пути
в) Разобрать ПРОГРАММУ построчно (что делает каждая строка)
г) Предложить ребенку сделать СВОИ ТЕСТЫ двух видов
- по входным построить выходные
- для заданных учителем выходных подобрать входные
д) предложить ребенку НАПИСАТЬ эту программу в Паскале - БЕЗ ТЕТРАДИ - если не может, значит писать ее с тетрадью сколько хочет раз, последний - сдать учителю тетрадь и сделать программу БЕЗ ТЕТРАДИ. Во всех случаях - проверять программу НА ВСЕХ ПРИДУМАННЫХ тестах.
е) ТОЛЬКО ПОСЛЕ проделанной работы а-д РАЗРЕШИТЬ ребенку выполнить задание на пол-пути.
ж) Для КОНТРОЛЯ проведенной работы можно написать похожую ЧУТЬ-чуть измененную программку - и ПРЕДЛОЖИТЬ ребенку ОБЪЯСНИТЬ - что она делает - то есть фактически дать еще одно (но НОВОЕ) задание "на пол-пути" на ту же тему.
з) ТАНЕ - ДОБАВИТЬ ПАПКУ "НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ" - для того задания, которое ребенок сделать НЕ СМОГ без обращения за помощью к учителю.
В эту папку ПОСТАВИТЬ упражнения ПОДВОДЯЩИЕ ученика к решению задачи - аналог работы с учителем по пунктам а-ж, например
- выбор для программы НАЗВАНИЯ (из всех, 4-х, 2-х ?)
- выбор для программы правильного тестового примера (из всех, 4-х, 2-х ?)
- сопоставление программ и названий
- сопоставление программ и тестовых примеров
- сопоставление строк программы и пояснений к ним
- составление пояснений
- составление программы
и) Тане добавить задания "пропедевтика базовых понятий" я писал о том какими могут быть такие задания в сообщении на тему "Как помочь детям выучить слова"
к) Отправить ребенка в эту папку - выполнить все задания которые там есть.
л) Тане - пополнять папку "Пропедевтика ..." по мере работы с детьми
1.2. "Контрольное задание"
Ребенок прошел обучение по нескольким задачам одного приема, например того же Copy. Ему предлагается задание, он должен написать программу.
Он НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ задание сам и обращается за помощью к учителю.
Первый вывод, который должен сделать в этом случае учитель - ОБУЧЕНИЕ построено НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. И следует сделать следующее
- понять, что именно не усвоил ребенок
- предложить, как ИЗМЕНИТЬ упражнения в обучении, чтобы то, что не усвоилось этим ребенком, ГАРАНТИРОВАННО усваивалось ВСЕМИ последующими
- Тане (поскольку это ее курс) - выслушать предложения и на основе их (возможно выдвинув свои идеи/дополнения/изменения) ВНЕДРИТЬ новацию в курс
- это РАБОТА НА БУДУЩИХ ДЕТЕЙ
- но у нас есть еще КОНКРЕТНЫЙ ребенок сейчас, который чего-то не понял - с ним что делать?
а) попросить его выполнить тест в условии РУКАМИ
б) попросить его придумать свой тест вход - выход
в) для заданного учителем выхода попросить придумать вход
г) выделить вместе с учеником подзадачи в этой задаче
д) Проверить его тетрадь - записаны ли у него в тетради ВСЕ программы из этого раздела вместе ПОЯСНЕНИЯМИ - для чего нужна та или иная программа.
(если НЕТ - ребенок ДОЛЖЕН вернутся в ОБУЧЕНИЕ и выполнить работу ПОВТОРНО восстановив в тетради все, как нужно) !!!
е) НАЙТИ в тетради программы-решения всех нужных подзадач
ж) Разобрать эти ПРОГРАММЫ построчно (что делает каждая строка)
з) Предложить ребенку СДАТЬ эти задачи без тетради повторно
если не может, сначит писать ее с тетрадью сколько хочет раз, последний - сдать учителю тетрадь и сделать программы БЕЗ ТЕТРАДИ. Во всех случаях - проверять программу НА ВСЕХ ПРИДУМАННЫХ тестах.
и) написать вместе с учеником решение контрольной задачи в тетради
к) ученик должен писать решение БЕЗ тетради (может сколько хочет раз тренироваться с тетрадью)
л) Для КОНТРОЛЯ проведенной работы можно написать похожую ЧУТЬ-чуть измененную программку
м) ТАНЕ - ДОБАВИТЬ ПАПКУ "НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ" - для того задания, которое ребенок сделать НЕ СМОГ без обращения за помощью к учителю.
В эту папку ПОСТАВИТЬ упражнения ПОДВОДЯЩИЕ ученика к решению задачи - аналог работы с учителем по пунктам а-м, например
- можно просто делать АНАЛОГ Машиной папки "решить задачу не получилось"
ПОПУТНО таким образом Таня начнет ВНЕДРЯТЬ дифференцированное обучение - пусть хоть на этапе КОНТРОЛЯ пока.
2. Как правильно работать с детьми в разделе "Обучение"
Ну, во первых, можно применять многое (или все?) из того, что описано выше.
КРОМЕ ТОГО, во время объяснения нужно добиваться МАКСИМАЛЬНОГО понимания детьми того, что им объясняют. Хороший способ проверки - привлекать детей к объяснению того что они поняли ДРУГИМ ДЕТЯМ.
Если хочешь Таня - могу попробовать ПРИ ТЕБЕ объяснять твоему ребенку - чтобы ты СРАВНИЛА как это делаю я, с тем как это делаешь ты и выбрала лучшее из того и другого. Наверно нужен ОПЫТ, который появляется только СО ВРЕМЕНЕМ и по МЕРЕ РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
|
25.02.2007 08:05:38
Тема: Re:Начинаем борьбу за качество
|
Михаил Долинский
Темы: 2072
Сообщений: 49902
Мой профиль
|
Из Олиного отчета 24.02.07
Суббота.
Паращенко Ксения. В начале урока попробовали вспомнить какие программы Ксюша знает. Она смогла мне с ходу назвать только Ввод-вывод строки. А ведь она уже добралась до суммы двух строк!(писала с головы 14 программ). Значит я учу не верно, иду по ложному пути.
Михаил Семенович посоветуйте, как в такой ситуации, когда ученик уже умеет писать программы и изучает новые,
строить работу?
Ну прежде всего советую перечитать, что я написал в первом сообщении на эту тему - обдумать - "переварить" - применить к своей ситуации, и, если нужно, выработать свои модификации предложенных приемов.
Кроме того, могу добавить следующее:
1. С первых же занятий надо создавать ПОНИМАНИЕ у детей, что наша главная ОБЩАЯ цель - НАУЧИТЬСЯ. Не пройти больше заданий, а получить больше ЗНАНИЙ. Запомнить больше слов, писать больше программ и т.д.
2. С первых же занятий надо создавать понимание у детей того, что НЕЛЬЗЯ переходить к получению новых знаний, не усвоив ТВЕРДО и НАВСЕГДА предыдущие. Например, нет смысла учить следующее слово, если не запомнено предыдущее, аналогично и с программами.
3. Исходя из первых двух "постулатов" и с учетом ПОВАЛЬНО наблюдаемого эффекта "забываемости", предлагаю РАЗУМНО вплетать в каждый урок элементы КОНТРОЛЯ за знаниями каждого и повторения в случае необходимости.
4. Поскольку детям может не нравится "делать, то же что и раньше", нужно работать в двух направлениях:
- вырабатывать у них понимание того, что если не помнишь - приходится ВОССТАНАВЛИВАТЬ забытое
- пытаться МАКСИМАЛЬНО разноообразить ПО ФОРМЕ упражнения на повторение: новые ВНЕШНЕ упражнения за компом, новые по виду работ задания за столом, парная/групповая работа, мини-конкурсы и т.д.
Теперь конкретно с Ксюшей:
(я приглашаю Ксюшу и Таню Мороз на сборы с 5-го марта на две недели)- возможно сам это и проведу (или Маша, если выздоровеет).
1. Выписать на отдельной страничке НАЗВАНИЯ всех 14 программ, которые она учила.
2. Далее для каждого названия :
- Ксюша придумывает тесты (два-три) и записывает их в тетрадку
- Ксюша записывает ПОЛНОЕ условие (если название таковым не является)
- Ксюша пишет решение на компьютере НИКУДА НЕ ГЛЯДЯ
3. Если Ксюша не может написать программу
- тогда подсматривает в тетрадь и пишет - и делает это СКОЛЬКО ХОЧЕТ РАЗ, но в последний раз - отдает тетрадку учителю и сдает программу сама.
- после этого Ксюша ЗАПИСЫВАЕТ в тетрадь (получается ЕЩЕ РАЗ) - полное условие задачи, потом тесты а потом РЕШЕНИЕ.
4. Когда Ксюша приходит в следующий раз - НАЧИНАЕМ СНАЧАЛА - от первой программы в списке - Ксюша говорит - может или нет написать решение этой задачи. Если может - то ПО УСМОТРЕНИЮ учителя - или ее просят написать,или пропускают эту программу.
5. Чтобы Ксюше было ИНТЕРЕСНЕЙ повторять пройденное, можно и НУЖНО всячески подчеркивать - что она УЖЕ ЗНАЕТ - чтобы показала брату, который приходит ее забирать, его друзьям (которые иногда приходят с ним), другому ребенку, другому учителю ...
Возвращаясь к обобщениям, предлагаю также:
(приглашаю всех к обсуждению вплоть до отрицания)
Ввести ЗАЧЕТНЫЕ ведомости ПО СЛОВАМ и программам.
Например - по словам: таблица столбцы - СЛОВА, строки - фамилии детей. В ячейке - стоят ПЛЮСИКИ, если ребенок на занятии смог воспроизвести слово (на каждом занятии его просили воспроизвести)+-++ означает, что из 4-х раз воспроизвел 3.
БОЛЬШУЮ и ЦВЕТНУЮ копию ведомости можно ПОВЕСИТЬ в КЛАССЕ
- плюсов ДВА:
а) СЛОВА будут "мозолить глаза" детям и от того лучше запоминаться
б) Таблица результатов будет СТИМУЛИРОВАТЬ быстрее учить и лучше запоминать
РАЗНОЦВЕТНЫМИ могут быть СЛОВА (PROGRAM, VAR ...) или БУКВЫ внутри одного слова (???)
Можно также огласить премии (ручки, тетрадки, ...) тем, кто ПЕРВЫМ добьется 5 плюсов ПОДРЯД по всем словам
В таблице по программам аналогично, с той разницей, что в колонке будет НОМЕР или краткое название программы, а ТЕКСТ ПРОГРАММЫ где-то рядом на полях - как в стенгазете.
|
|
|