Автор |
Сообщение |
19.12.2010 19:48:49
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Елена Миняйлова
Темы: 0
Сообщений: 12
Мой профиль
|
Представлю фрагменты описания персонального образования, которые в обобщенной форме отражают работу учителей и тренеров по достижению наиболее высокого качества образования.
Сейчас текста свыше 200 страниц. Он разделен на разделы: аналитический обзор, модель, концепция, технология, ресурсы, определение эффективности технологии. Поэтому фрагменты...
Когда в конкретном учреждении образования решены проблемы наличия вычислительной техники, сетевого оборудования, программного обеспечения, обеспечения школы педагогическими кадрами необходимой квалификации, то выявляется еще одна педагогическая проблема. Каждый учащийся выполняет деятельность с присущей ему скоростью, в индивидуальном темпоритме.
Появляется задача или поддерживать индивидуальный темпоритм каждого ученика без ограничений по учебному материалу, или выстраивать методику разноуровневых заданий для выполнения разного объема заданий каждым учеником на уроке для единого продвижения по материалу в предмете.
В первом случае необходимо строить урок, занятие с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика в классе, группе и изученного ребенком ранее объема материала по предмету. В обычных школьных условиях это практически невозможно.
Во втором случае требуется большая методическая и организационно-педагогическая работа по составлению разноуровневых заданий по предмету.
Мы сосредоточимся на первом случае, когда требуется поддержать индивидуальный темпоритм каждого ученика, который перерастает в персональное обучение, затем самообразование и происходит выход на персональное образование каждого ученика.
Ритмы человеческой, в том числе и образовательной, деятельности несут в себе ритмы физического, биологического, психического и социокультурного плана. Технология персонального образования средствами информационных компьютерных комплексов основана на актуализации механизмов построения развивающей информационно-образовательной среды (территориально-виртуальной) и включении участников образовательного процесса в высокоорганизованную общность. Уровень организованности такой среды (как части киберпространства) резко контрастирует с обычной средой проживания. Организационные нормы, структура, процессы отличаются четкостью и упорядоченностью. Коллективные действия совершаются в быстром и согласованном темпоритме. Характерна высокая степень включенности индивидов в совместную деятельность. Причем далеко не все коллективные действия совершаются в рамках одного территориального учреждения образования.
…
Сочетание стратегического и тактического планов поможет реализовать тезис «Обучать одновременно всех, но по-разному».
Далее можно зафиксировать для каждого ребенка персональный темпоритм вхождения в образовательную деятельность и самоопределение. Здесь образование и обучение, как составляющая образования школьников, разделяются на две части: обязательную, то есть классно-урочную и клубную формы. Сочетание этих двух частей опирается на принципы вариативного подхода: принцип гибкой системы основных и дополнительных занятий, принцип персонализированных систем знаний, принцип адекватности персонального образования системе социальных отношений в обществе, принцип избирательности в персональном образовании средствами информационных компьютерных комплексов, принцип рефлексивного послеследствия, принцип соотношения в персональном образовании управления и самоуправления.
Именно в клубной форме возможно достижение качества образования мирового уровня. Здесь самое сложное происходит, так как персональное образование предполагает высокий уровень свободы в выборе выполняемой деятельности, а также высокий уровень ответственности за результаты своей деятельности, так как мы говорим о высоких технологиях, о работе с информацией на высоконравственной основе.
Говоря о соотнесении обязательного образования с дополнительными его формами, мы понимаем всю сложность рассматриваемой проблемы. Например, Хуторской считает, что персональное образование возможно только через дополнительные формы. Попробуем ввести некоторые описания методов, средств и организационных форм обучения, которое можно считать персональным, основным и в то же время гармонично сочетаться с дополнительными формами обучения: дистанционным, открытым, заочным, факультативным и др.
…
В самообучении, с точки зрения обработки информации внешней среды и присвоения ее и способов действий с ней в виде знаний, можно выделить этапы: прояснения (этап становления), стабилизации (этап функционирования), обогащения (этап развития).
Выделенные этапы, в общем, соотносятся с этапами нашей технологии. Вопрос только в том, что саморазвитие и самообучение может происходить спонтанно, хаотично, с низкими скоростями и не гарантированным качеством обученности. Что мы и наблюдаем в неупорядоченном самообучении с помощью компьютерных средств. Да и мотивация на длительную и серьезную работу у многих школьников (не только младшего возраста) не очень высока. Поэтому еще раз зафиксируем особенность педагогической работы в данной технологии. Она ориентирована на актуализацию механизмов построения развивающей информационно-образовательной среды (территориально-виртуальной), включение участников образовательного процесса в высокоорганизованную общность и непосредственно выращивание способностей к персональной образовательной деятельности посредством метапредметов. За счет такого построения и включения мы упорядочиваем процессы персонализации образования, в том числе и общественной практики. За счет коллективных действий, которые происходят быстро и согласованно, даже если они разнесены в пространстве и времени, можно скоординировать персональные образовательные темпоритмы и повысить четкость, управляемость персональных образовательных деятельностей.
Итак,
Этап 1. Выращивание начал персональной образовательной деятельности средствами информационных компьютерных комплексов. Вхождение в деятельность. Уровень «Исследователь» или «Начинающий».
Этап 2. Функционирование. На данном этапе деятельность школьников обретает оформленные черты, достаточные для фиксации достижения образовательных стандартов. Это базовый уровень изучения предметов. Уровень «Инструктор» или «Профессионал».
Этап 3. Развитие. Как только образовательная деятельность школьника переходит из режима функционирования в режим развития, то можно фиксировать это как достижение некоторой предпрофессиональной акме вершины. Уровень «Мастер» или «Призер, победитель».
Тактический план строится …
|
20.12.2010 19:42:11
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Людмила Короткевич
Темы: 0
Сообщений: 36
Мой профиль
|
.
|
20.12.2010 19:44:04
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Владимир Короткевич
Темы: 1
Сообщений: 40
Мой профиль
|
Сложно это все. А вот сегодня в троллейбусе объявление увидел: "Pascal/C/DELPHI. учим школьников 6-9 классов. В том числе индивидуальные занятия. Форма оплаты любая", телефон, сайт. Свято место пусто не бывает...
|
21.12.2010 10:08:24
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Елена Миняйлова
Темы: 0
Сообщений: 12
Мой профиль
|
Да, непросто.
Различия между классическим (школьным, вузовским) образованием и тем, что делает Михаил Семенович определяются на парадигмальном уровне. Образовательная парадигма школы, вуза чаще всего - знаниево-ориентированная, у ДМС - деятельностная. Достаточно только это обозначить, чтобы понимать, как работает Михаил Семенович.
В деятельностной парадигме уточняется понятие содержание образования. То есть содержание образования рассматривается не как набор простых сведений и операций, а с точки зрения результата, который проявляется на учащихся.
В частности, для задачно-целевой стратегии обучения в качестве содержания образования выступают деятельностные способности, которые обеспечивают «человеку возможности решения задач и проблем, вступления в коммуникацию, понимания при работе с текстом, восстановления операционной и категориальной структур мышления, работу с понятиями, знаками, символами, то есть возможности осуществления целостной деятельности».
ДМС давно отказался от лекций с дозированными наборами знаний, представленные в виде предметных тематизмов в виду их неэффективности. Лекции для олимпиадников важны только как образцы мыследеятельности выдающихся мыслителей. Такие лекции читает Метельский И.С., Короткевич В.А., Вербовиков Д.А.
Те же наборы знаний при реализации задачно-целевой стратегии обучения становятся лишь средством формирования деятельностных способностей. В связи с этим знания по учебному предмету выступают здесь в качестве учебного, или предметного, материала.
В мыследеятельностной технологии он используется не как «урезанное с двух сторон» знание, а в качестве образца культурной традиции их (знаний) создания и применения, которую учащиеся должны мысленно воспроизвести (метод переоткрытия открытий) и/или самоопределиться к ней (метод проблематизации).
Становится понятным, что в данной парадигме нет «знания для пятиклассников», как не может быть «чернил для восьмиклассников». Очевидны девизы ДМС «Умеешь читать – начинай программировать» и т.п.
Есть «ЗНАНИЕ» и оно может осваиваться учащимися любого возраста, включенными в деятельность и коммуникацию …
Чтобы не переписывать здесь современную педагогику, приведу один пример целеполагания урока. Фрагмент взят из разработанного авторами Е.Л.Миняйловой, Д.А.Вербовиковым, Н.Р.Коледа сценария занятия по теме «Применение векторного редактора для создания и редактирования векторного изображения. Загрузка и сохранение файлов» (Информатика 8 класс)
Организационная форма проведения: урок.
Цели урока:
а) способы работы с учебным материалом:
• присвоение способов создания и редактирования векторного изображения;
• освоение способа использования подготовленных векторных изображений в других приложениях;
• освоение способов подбора подходящего сочетания программных средств для решения задачи;
• освоение способов работы с несколькими программными приложениями одновременно (текстовым и графическим редакторами ...);
б) формирование деятельностных способностей учащихся:
• к пониманию учебных текстов посредством воспроизведения в ходе выполнения практической работы;
• к оперированию понятиями векторное изображение, редактирование векторного изображения, векторный формат файла, текстовый документ;
• к организации и осуществлению плодотворной коммуникации в процессе тематической дискуссии;
в) обеспечение опыта участия в процессе использования объектов для конструирования документа.
Возможно, на примере будет более понятно различие классической теории и современной.
Многие материалы авторские, не все еще опубликованы. Надеюсь на корректную ссылку при использовании данных идей и текстов.
|
06.01.2011 13:18:16
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Михаил Долинский
(Online)
Темы: 2072
Сообщений: 49991
Мой профиль
|
Так случилось, что кое-что из того, что я обещал написать здесь, я написал в другом топике
|
23.01.2012 11:28:20
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Михаил Долинский
(Online)
Темы: 2072
Сообщений: 49991
Мой профиль
|
Дискуссия по близкой теме на Codeforces
Цитата оттуда:
Замечено, что чем больше учитель учит своих учеников, и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения, и наоборот.
|
23.01.2012 11:34:46
Тема: Re:Обучение по методике Долинского М. С. Плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения.
|
Михаил Долинский
(Online)
Темы: 2072
Сообщений: 49991
Мой профиль
|
Интервью Ивана Метельского
– Приятно, что одна из звезд программирования сейчас живет в Беларуси – Геннадий Короткевич. Я надеюсь, что мы с ним еще пообщаемся в эфире. Вот он, гомельская, мозырьская школы на слуху. Что с остальной страной? Почему буксует Минск? Как сторонний наблюдатель, я замечаю успехи школьников из южных регионов Беларуси, в то время как остальные результаты – слабее. Это оправданная оценка?
– Оценка вполне оправдана. Причина простая: не потому, что у гомельских или мозырьских школьников другие гены, или в целом там сосредоточены таланты. Хорошо выступают те, с кем хоть как-то работают. При этом я даже не говорю об обучении. Традиционна ситуация, когда преподаватели знают намного меньше, чем сами дети. Я не уверен насчет Мозыря, но в Гомеле это однозначно так. В Мозыре я не был, эти успехи у них недавние, им всего три-четыре года. В Гомеле школьников привлекают в воскресные олимпиады. Они варятся в собственном соку, но работают. Гену Короткевича не стоит считать продуктом гомельской школы. Думаю, он талантлив сам по себе, и большое дело сделали его родители. Он занимается этим со второго класса.
|
|
|