[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Автор Сообщение
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Предыстория вопроса

Маша сделала в строках раздел "Элементарные алгоритмы"
(каждое задание содержит подсказки в виде "идеи решения" и "текста программы")
- многих студентов и школьников этот раздел замечательно обучает

- но очень много и таких, которые пройдя полностью весь раздел, НИЧЕГО не умеют

- в воскресенье Маша добавила туда разделы "Сопоставление" (строк "идеи" и "текста" ) и "Контрольные задания"
- вчера я апробировал раздел "Сопоставление" на студентах 5 го курса специальности "Математика",
потом провел их анкетирование и результаты показал Маше

Вчера же Маша выдвинула новые идеи (я тоже свои 5 копеек добавил:-))

Основная идея - ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ процесс обучения

- умеешь решать задачу - решаешь и пропускаешь все обучение
- не умеешь
- предлагается подсказка по идее решения
- если этого оказалось достаточно дальше работаешь
- не помогло - углубляешься в подсказки и т.д.

Элементарные алгоритмы
  Манипуляция символами строки
     Дублирование символов
        Задача без подсказок
        Решить задачу не получилось
          Составить правильную идею              
             Не получилось
              1. Дано условие и несколько идей решения
                  (причем ОБЯЗАТЕЛЬНО несколько правильных?)-
                  выбрать правильную идею 
              2. Ручной просчет выходных по входным
              3. Задача с подсказкой (идея решения) без решения!!!
          По идее решения построчно НАБРАТЬ Паскаль программу
             Не получилось                
               1. Сопоставить идею и решение
               2. Составить правильное решение 
               3. Ввести построчно правильное решение
                   (с надстрочной подказкой)
               4. Есть ПРОПУЩЕННЫЕ (ключевые?) строки программы 
                   - их нужно ввести.
               5. Ввести построчно правильное решение
                   (без надстрочной подсказки)
          Отослать Паскаль-решение
          Контрольное задание (например утроить символы)

И так для каждой задачи папки "Манипуляция символами строки"

Затем идут Контрольные задания по ВСЕЙ папке Манипуляция символами строки
- несколько аналогичных задач для решения
- набрать программу из готовых "кубиков" (строк или фрагментов программы)
(но "кубиков" БОЛЬШЕ - так что можно НЕСКОЛЬКО разных программ составить)
(всех из этого раздела?)
- для задания выбрать решения (из кучи предложенных)
- для решения выбрать задание (из кучи предложенных)
- сопоставить решения-заданиям и наоборот

Таких папок у Маши всего 6 - все повторяется для каждой папки.

Затем контрольные задания 1-34, ради обучения решению которых все и затевалось сначала

Вопросы 
1) Может нужно ДОБАВИТЬ какие-то упражнения 
    или изменить предложенные или их порядок?
2) Может "по аналогии" пытаться выстраивать и другие курсы 
     Информатика. Введение 
     Информатика. Строки
     Информатика. Стартовые алгоритмы. 

Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
12 января Оля написала
Остальные ребята работали в ТР таким образом:
1) За партой каждый с карточки переписывал себе в тетрадь таблицу служебных слов. Первый столбик - большими буквами, второй - маленькими.
2) В ТР каждый должен был набрать все слова маленькими буквами в столбик.
Попутно каждый записывал себе в тетрадь как развернуть TP на весь экран. Отлично справилась с заданием Соенкова Анжела. Перешла к следующему заданию: переписать в тетрадь и набрать в ТР первую программу. И сразу у Анжелы возник вопрос: где на клавиатуре буква r?. Я подсказала, что это слово она уже набирала, нужно просто смотреть в таблице как пишется такая же большая буква. Может и не нужен для них раздел Клавиатура? Необходимый минимум в тетради, как помощь, и все. Справились с набором слов в ТР Даша Толстоногова и, на удивление, Алина Малахова

Думаю Оля косвенно тоже поставила РЕБРОМ вопрос о дифференцированном подходе.
Кому-то НУЖЕН раздел Клавиатура, а кому то НЕТ. Кому-то из тех, кому нужен раздел "Клавиатура" достаточно "Клавиатура (быстро)", а кому-то и в "Клавиатура (медленно)" трудно.

Давайте ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ обучение !!!
На анализе результатов второй четверти Таня сказала, что у младших классов (1-4 класс) дифференцировать обучение нет необходимости - можно всех заставлять делать все. Можно, но ЛУЧШЕ попробовать индивидуализировать обучение.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
13 января Таня написала
Некоторые задания приходится Алана заставлять делать, потому что он считает, что есть упражнения очень легкие для него и ему их делать совсем не обязательно. 
Я тоже так считаю !!! И это касается не только Алана. Курс "Информатика 3 класс" (в котором сейчас работает Алан), также и как все другие наши курсы, нужно ПЕРЕСТРАИВАТЬ в сторону ИНИДИВИДУАЛИЗАЦИИ - что бы КАЖДЫЙ мог пропустить какую-то часть упражнений ЕСЛИ ОН ПРОЙДЕТ некоторые соответствующие контрольные задания.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
К построению комплекса дифференцированного обучения можно подходить с двух сторон:
1. "Сверху вниз"
2. "Снизу вверх"

"Сверху-вниз" - это когда мы из "общих соображений" пытаемся выстроить курс многоуровневыми контрольными заданиями и "вложенными" подводящими упражнениями.

"Снизу-вверх" - это когда мы пытаемся НАБЛЮДАТЬ в системе обучения КОНКРЕТНЫХ детей, их трудности и успехи, и на основании этой информации пытаемся корректировать систему обучения.

Я предлагаю в каждом классе выделить 4 группы детей
- трудолюбивые и способные
- трудолюбивые, но трудно продвигающиеся по курсу
- способные, но не проявляющие трудолюбия в нашем курсе
- остальные

Отчеты по занятиям писать в таком же порядке, но по детям в каждой группе в порядке убывания их успешности в нашем курсе.

Руслан обещал сделать ПОИСК по форуму - в перспективе мы сможем после поиска читать все сообщения по конкретному ребенку - и видеть как менялся он или как менялось наше представление о нем.

Кроме того, при написании отчетов ПОСТОЯННО задаваться вопросом - "Как нужно изменить систему обучения, чтобы ЭТОТ КОНКРЕТНЫЙ РЕБЕНОК быстрее обучился?"
И если возникают идеи - обязательно фиксировать их в отчетах.

Мне кажется, что в каждой из этих групп требуются свои приемы работы с детьми.

Особенно важно "рефлексировать" по поводу работы трудолюбивых, но трудно продвигающихся по курсу ребят - это наш главный резерв по повышению КАЧЕСТВА нашего курса обучения, его максимальной ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Текст, приведенный ниже, Таня Кириченко написала в почте.
По-моему, такие вопросы лучше обсуждать в форуме. Поэтому я КОПИРУЮ сюда ее письмо и здесь же намерен отвечать на поставленные ею вопросы, к чему призываю и всех заинтересованных лиц.

-----Original Message-----
From: Tatyana Kirichenko
Sent: Thursday, January 25, 2007 12:57 PM
To: Michael Dolinsky
Subject: По новым задачам

1. Начали сегодня с четвертым классом делать те упражнения, которые я поставила вчера. Что получилось (точнее, какие были проблемы):
- путаются с папками "Не получилось". Думаю нужно будет попробовать что-то изменить с цветом. И конечно, со временем они привыкнут и не будут путаться;
- контрольные задания: проблема та же, что и с Машиными контрольными заданиями - сразу не получается решить (но не у всех!!!).
Для контрольного задания на ввод-вывод двух чисел я поставила папку "Не получилось":
- плохо, что в контрольных есть такая папка (в контроле уже должно получаться)
+ но эту программу ученики могут написать, и их просто нужно подвести к этому решению, что и делает папка "Не получилось".
Опробую сегодня эти задания на третьем классе (вместе с подводящими упражнениями для ввода-вывода двух чисел).
- упражнение для нахождения длины строки "Решение вручную (с подсказкой)" (там где под каждым символом стоит его номер) не всем было понятно. Все равно были вопросы, что писать в ответе.

2. В контрольных заданиях Машиного курса тоже появляются вопросы. С Леной и с Аланом сегодня (и раньше) разбирали на какие подзадачи можно разбить исходную задачу. Поэтому, мне кажется, нужно добавить подводящие упражнения, построенные на анализе и синтезе:
- в чем отличие программы, которую нужно написать сейчас, от той, которую ты писал до этого?
- какие действия нужно выполнить, чтобы решить эту задачу (просто указать действия и указать действия в порядке их выполнения)?
- построчный ввод (а может и не построчный ввод, а какой-то другой тип задания) части программы (т.е. той части, которая отвечает за выполнения одного шага);
- если задача состоит из 3 шагов (например, вывести строку, добавить к ней перевернутую строку со вставлеными звездочками между символами), то разбить это задачу на задачу с выполнением двух шагов (написать программу, которая выводит перевернутую программу со вставленными звездочками между символами; ...)
... может быть, появятся другие идеи. У меня пока что возникли только эти.
И еще одно маленькое замечание: контрольные задания вынести из папки "Не получилось". Сделать их или после папки "Не получилось", или сделать папку "Контрольные задания".

3. Таблица результатов:
Можно ли сделать так, чтобы в таблице результатов не отображались баллы за задания из папок "Не получилось"?
Например: Ввод-вывод числа:
1. Ввод-вывод числа
Не получилось
2. На полпути
Не получилось
Контроль
1. Два числа
Не получилось
2. Три числа
Тогда таблица результатов будет иметь вид:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Фамилия, имя | класс | Сумма | Ввод-вывод числа |
| | | |-----------------------------------------------------|
| | | |1. Вв.-выв.| 2. На полп. | Контроль |
| | | | | | 1 | 2 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | | | | | | |

Иначе я не могу придумать как можно ставить баллы, но чтобы не вышел вперед тот, кто делает больше заданий в "Не получилось".
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Прежде всего, спасибо Тане огромное и за то, что начала работать с детьми по этой схеме, и за что что свои задания ставит, и за НОВЫЕ идеи.
Над многими поднятыми Таней вопросами нужно еще подумать.
А где можно ответить сразу - отвечаю
И еще одно маленькое замечание: контрольные задания вынести из папки "Не получилось". Сделать их или после папки "Не получилось", или сделать папку "Контрольные задания". 

Мы СРАЗУ сделали такую папку - ИЗ ТЕХ ЖЕ САМЫХ ЗАДАНИЙ - для ПОВТОРНОГО КОНТРОЛЯ.

Убирать контрольные задания из папки "Не получилось"- это лишаться ГЛАВНОЙ обратной связи - и фактически КАПИТУЛИРОВАТЬ - это мы всегда успеем сделать :-)
К тому же ты ведь САМА написала:
контрольные задания: проблема та же, что и с Машиными контрольными заданиями - сразу не получается решить (но не у всех!!!).  
Ты имела ввиду свои контрольные задания, но в Машиных ТОЖЕ есть ребята, которые с ними справляются.

3. Таблица результатов:
Можно ли сделать так, чтобы в таблице результатов не отображались баллы за задания из папок "Не получилось"?
Например: Ввод-вывод числа:
1. Ввод-вывод числа
Не получилось
2. На полпути
Не получилось
Контроль
1. Два числа
Не получилось
2. Три числа
 

Пока НЕТ. И я не уверен, что это нужно делать. Для нас ПОКА это очень важная информация - кто докуда "погружается" в помощь, какие задания вызывают затруднения, какие бесполезны и т.д. ...
Иначе я не могу придумать как можно ставить баллы, но чтобы не вышел вперед тот, кто делает больше заданий в "Не получилось". 
Это ЭЛЕМЕНТАРНО, Ватсон Главная задача - 100 баллов, контрольная - 500.Остальные от 1 до 10 - надо еще подумать, как их раздавать. Тогда по сумме НАВЕРХУ будут те, кто нужен. А еще по баллам будет видно, что именно сдал человек.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Отдельно хочу выделить из Таниного письма "проблемное поле", то есть предложения, которые требуют дополнительного осмысления,обсуждения и скорейшего внедрения в практику обучения.
В контрольных заданиях Машиного курса тоже появляются вопросы. С Леной и с Аланом сегодня (и раньше) разбирали на какие подзадачи можно разбить исходную задачу. Поэтому, мне кажется, нужно добавить подводящие упражнения, построенные на анализе и синтезе:
- в чем отличие программы, которую нужно написать сейчас, от той, которую ты писал до этого?
- какие действия нужно выполнить, чтобы решить эту задачу (просто указать действия и указать действия в порядке их выполнения)?
- построчный ввод (а может и не построчный ввод, а какой-то другой тип задания) части программы (т.е. той части, которая отвечает за выполнения одного шага);
- если задача состоит из 3 шагов (например, вывести строку, добавить к ней перевернутую строку со вставлеными звездочками между символами), то разбить это задачу на задачу с выполнением двух шагов (написать программу, которая выводит перевернутую программу со вставленными звездочками между символами; ...)  
Кроме того процитирую здесь же и самого себя в качестве дополнения или встречных предложений. Эти предложения пока тоже не реализованы:
набрать программу из готовых "кубиков" (строк или фрагментов программы)
(но "кубиков" БОЛЬШЕ - так что можно НЕСКОЛЬКО разных программ составить)
(всех из этого раздела?)
- для задания выбрать решения (из кучи предложенных)
- для решения выбрать задание (из кучи предложенных)
- сопоставить решения-заданиям и наоборот  
Ольга Копиченко

Темы: 10
Сообщений: 1072

Мой профиль


МС:


Я предлагаю в каждом классе выделить 4 группы детей
- трудолюбивые и способные
- трудолюбивые, но трудно продвигающиеся по курсу
- способные, но не проявляющие трудолюбия в нашем курсе
- остальные

Отчеты по занятиям писать в таком же порядке, но по детям в каждой группе в порядке убывания их успешности в нашем курсе. 

Мне удобнее отчет писать, начиная с тех, кто результативнее всех занимался и по убывающей на каждом уроке. Тогда трудолюбивые и способные сами «выплывут» наверх.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Оля написала в своем отчете
Я думаю, что если бы я догадалась пропустить слова char и string, и вместо них Оля выучила бы readln и writeln, то уже на уроке попробовали писать первую программу в ТР с подсказкой в виде русской структуры программы. Может, тогда и Оля работала бы лучше.  
Может нам ЗАДАНИЯ поменять соответствующим образом?
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Предыдущее сообщение в данной теме датировано 12 февраля 2007 года.
Как говориться, "Не прошло и года" как мы вернулись к теме.
Нельзя сказать, что мы все это время не работали над дифференцированным подходом. Более того, действительно НЕЛЬЗЯ ТАК СКАЗАТЬ - мы работали !!! Но почему-то НЕ ПИСАЛИ здесь - скорей всего потому, что не было потребности ОБСУЖДАТЬ. Примерно с того времени (февраля прошлого года), только Маша занималась дифференцированным обучением (летом в основном) - с ней мы и устно все обсуждать могли регулярно.

Думаю, СЕЙЧАС вновь возникла потребность в возрождении обсуждений в этой теме - по следующим причинам:
1) Реально теперь над курсами будут работать, как минимум, четверо - Маша(Строки), Оля(Введение в программирование), Влад(Одномерный массив) и я как "смотрящий" во всех курсах.
2) Развивая тему, мы сможем упростить "внедрение" в наши ряды новых людей, которые будут помогать нам ставить новые курсы дифференцированного обучения, в частности, мне бы хотелось, чтобы к сезону 2008-2009 учебного года появились также курсы дифференцированного обучения по темам:
- Строки. Справочник встроенных функций(переделать на диф.обучение)
- Геометрия посложнее (задачи 1-18 в Методах алгоритмизации)
- Элементы теории чисел 
    - Длинная арифметика
    - Простые числа
    - Делители
    - НОД
    - НОК
- Комбинаторика
- Рекурсия

Среди НОВЫХ людей, которых можно было бы привлечь к этой работе
- Маша, Оля и Влад (летом :-))
- мама Феди Коробейникова
- школьники (изучил тему - поставил обучение). "С миру по нитке - голому рубашка". Каждый по теме - и ВСЕМ добавится много тем.
- преподаватели, сдающие на категорию по информатике в ИПК
- студенты 5-курсники (они изучают у меня спецкурс "Методика преподавания информатики на профильном уровне")
- студенты-курсовики

Я также надеюсь, что Машина очередная курсовая, которая будет защищаться весной 2008 года, включит в себя все лучшее с этой темы форума и станет на новый учебный год "Инструкцией по разработке курсов дифференцированного обучения по программированию для DL".

Что такое - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ для нас?

Мы хотим, чтобы по ВСЕМ курсам работали ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО дети ВСЕХ ВОЗРАСТОВ (и детсадовцы, и школьники, и студенты!). При этом внутри курса задания должны быть выстроены таким образом, чтобы те, кому понятно, БЫСТРО (не делая ЛИШНЕЙ работы) продвигались дальше. А те, кому дается труднее - имели дополнительные обучающие задания.

Каждый ребенок ПОЛУЧАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ образовательную траекторию, но не потому, что она ему НАЗНАЧЕНА, а потому, что она у него ТАКАЯ ПОЛУЧИЛАСЬ в процессе работы.

Поэтому я предлагаю следующее:

1. Все новенькие СРАЗУ будут отправляться по маршруту
"Учим слова" - "Введение в программирование" - "Строки"

2. Школьники в "Одномерном массиве" работают до первого вопроса-который пишут в консультацию
- чтобы мы могли ПРИДУМАТЬ обучение в папке "не получилось" для этой задачи
- придумаем/поставим - сообщим школьнику, чтобы он мог попробовать, когда и если захочет, продолжить движение в курсе "Одномерный массив" - снова до первой проблемы.

3. Примерно с 20-го января в "Информатику 2007-2008" (автовыдача) добавятся еще разделы:
(они сейчас в курсе "ЭВМ и программирование" студентов 1-го курса)
- двумерный массив
- геометрия
- сортировка
- очередь
- рекуррентные соотношения

4. Дальнейшее развитие ВСЕХ КУРСОВ будет идти по общему принципу
- ребенок работает в курсе до первого вопроса/непонимания (серьезного, разумеется) - потом пишет в консультацию - а мы ставим ОБУЧЕНИЕ на эту тему (если не смогли ПРЕДУСМОТРЕТЬ заранее)
- а он переходит в любой из имеющихся курсов по порядку (возрастания сложности)
- Учим слова
- Введение в программирование
- Строки 
    - Отладчик
    - Элементарные алгоритмы
    - Процедуры и функции
    - Задачи 1-34
    - Олимпиадные задачи
- Одномерный массив
    - Сумма
    - Подсчет
    - Максимальный
    - Минимальный 
    - Поиск
    - Контрольные задания
      (все в одном задании ПОКА?)
        - Простые контрольные задачи
        - Комбинированные контрольные задачи
        - Задачи для строк
        - Из задач 1-24 (стандартные алгоритмы)
        - Из задач 1-24 (разработка алгоритмов)
        - Олимпиадные задачи 
- Двумерный массив
- Геометрия 
- Сортировка
- Очередь
- Рекуррентные соотношения


Что касается образцов архива и того, как устанавливать задачи на DL
все это можно найти в открытой документации по DL:

http://dl.gsu.by/doc/
http://dl.gsu.by/doc/use/install.htm
http://dl.gsu.by/doc/use/install.htm#examples
http://dl.gsu.by/doc/use/images/programming.rar

Или кратко и просто здесь (только надо сначала войти на DL)
http://dl.gsu.by/theory.jsp?id=3951&cid=507

Летом 2007 года Маша не только поставила множество заданий развивая курсы "Учим слова", "Строки", "Сортировка" (подсчетом / черпаком), "Очередь". Но еще и провела большую и важную работу по изобретению, реализации и систематизации НОВЫХ ВИДОВ заданий. Так получилось, что все новые виды заданий СЕЙЧАС представлены в курсе "Создание флеш-заданий для DL" в папке "Требуются шаблоны\Все виды заданий". Там они сгруппированы по темам:

- Отослать программу (14 видов заданий)
- Понимание условий (16)
- Работа с идеей решения (18)
- Работа с текстом программы (32)

Думаю очень правильно будет АКТУАЛИЗИРОВАТЬ эту информацию одним из следующих образов:
1) Маша пишет курсовую, потом по ней строит HTML, выкладывает его в доку на DL и делает отсюда ссылку на него.
2) Маша
- описывает в форуме последовательно все упражнения
- делает с каждого описания прямую ссылку на задачу - чтобы можно было видеть/пробовать - что описано
- делает с каждого описания ссылку на АРХИВ этой задачи - чтобы можно было забрать ОБРАЗЕЦ и сделать свое задание по аналогии
- кроме того, делает архив по ВСЕМ задачам и 4 архива по темам(?).

Кроме того, там же Маша собрала "способы обучения" (19 штук!!!), предложенные в разное время ею, Олей, Наташей Бобровской.
Думаю было бы правильно и их как-то ОЗВУЧИТЬ/осмыслить и в курсовой, и на форуме. А еще выдвинуть НОВЫЙ (интегрированный?) способ на основе осмысления имеющегоя опыта или методику ПОДБОРА способа обучения под ТЕМУ/проблему/задачу.
Михаил Долинский

Темы: 2072
Сообщений: 49900

Мой профиль
Дифференцированное обучение приводит также к тому, что человек может решить предложенную задачу своим способом, так и не узнав ПРЕДЛАГАЕМЫЙ нами способ, возможно более эффективный.

Предлагаю везде добавить в СТВОЛ задания на пол-пути (возможно, тоже дифференцированно?):
предлагается ТЕКСТ программы, 
  - нужно подобрать тесты (вход-выход)
  - ? ввести выходы по входам



 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Time:0,053